Новое изобретение Сталина – дачные кооперативы – появились в Советском союзе на волне послевоенной эйфории. Вождь хотел наградить самых выдающихся советских граждан. У каждой дачной местности была своя профессиональная «специализация»: поселки писателей, художников, кинематографистов, ученых.
По легенде Сталин предложил академикам самим выбрать участки под застройку: Несмеянов выбрал Луцино, Грабарь Абрамцево, а Вавилов – Мозжинку, которая славилась почти дикими лесами и отличными охотничьими угодьями. Эти дачные поселки до сих пор считаются одними из самых престижных мест в Подмосковье.
Новым дачникам идея понравилась. Теперь они могли отдыхать в компании друзей, коллег, людей схожих интересов, культурного уровня и достатка. Дачные посиделки превращались в социально-политические диспуты, здесь спорили до утра, устраивали клубы по интересам. Писатели, артисты, художники получили право на свой образ жизни, развлечения и разговоры, которым можно было предаваться, не оглядываясь на пролетарское большинство. Новый уклад очень устраивал и ведомство Берии: следить интеллигенцией стало гораздо проще, не нужно было больше наблюдать за каждым в отдельности.