В начале XX века многие дачные места утратили свой летний характер и приобрели статус поселков, которые круглый год были заселены представителями «среднего класса», которые по долгу службы были связаны со столицей. Явление было практически повсеместным. Горожан, зимующих на дачах, прозвали «зимогорами», или «зимниками». Летне-зимние поселки разрастались и под Москвой, и под Петербургом.
За короткое время образовалась новая, как тогда говорили, «внегородская общественная единица» — загородные и пригородные «интеллигентные колонии-поселки». Они возникали, как правило, на землях дворянских имений, отдававшихся внаем или продававшихся в кредит.
Журнал « Поселок », выходивший в Санкт-Петербурге, провозглашал строками рекламы: «Чем за квартиру чужую денежки вечно платить, зимнюю дачу большую можно в рассрочку купить». А журнал «Земельно-Поселковое дело» утверждал: «Возможность жить постоянно вне города — наиболее верное средство удешевления жизни». Свой вывод он подтверждал конкретными фактами: цены на жилище здесь в пять раз ниже столичных.