У восточных немцев есть летние домики, у швейцарцев – домики в горах, у французов – домики у моря. Но до русской дачи им далеко. По мнению историков, в России это не просто формат отдыха, а социальный и культурный феномен, образ жизни. Причем историческая роль дачи менялась чуть ли не каждые 30 лет.
Царский подарок – с него и началась дача в XVII веке. Петр I награждал своих приближенных за особые заслуги перед Отечеством. Так что первые дачи появились именно под Петербургом.
Светский салон – в него превратилась дача в «золотой век» русской литературы. На дачах устраивали балы, проводили встречи художников, композиторов, поэтов. Здесь кипела культурная жизнь.
Убежище – с середины XIX века на даче спасались от эпидемий - холеры, туберкулеза. Да и вовсе от того, что в столицах, где застройка была очень плотной, а люди жили очень скученно, не было систем канализации, мусор убирали из рук вон плохо, а воду для питья и пищи не умели даже кипятить – это стали делать лишь в начале XX века.
Остров свободы – в начале XX века на даче процветало неформальное общение. Свежий воздух, пикники, командный спорт, чаепития, дачные театры – все это само собой выносило за скобки строгие нормы этикета, условности, регламенты, принятые в городе.
Народный курорт – советская власть экспроприировала дачи в пользу государства. Представителей «простого народа» было больше, чем оставшихся усадеб, так что в одном дворянском имении во времена НЭПа одновременно отдыхали 50-70 человек. В тесноте, как говорится, да не в обиде.
Место для избранных – в сталинскую эпоху дача стала привилегией. Здесь отдыхали представители советской номенклатуры, а также ученые, писатели, композиторы, художники, признанные советской властью. Площади дачных имений, как во времена Петра I, зачастую измерялись гектарами.
Кормилица – так стали воспринимать дачу во второй половине XX века. Знаменитые «шесть соток» спасали советских граждан во времена тотального дефицита и перестройки.
Символ успеха – с появлением культа Рублевки и «новых русских», на дачных участках выросли замки всех мыслимых форм и размеров. Нувориши соревновались между собой размерами домов и участков, богатством отделки и эпатажными выходками, вроде бассейнов с крокодилами и мини-зоопарков.
«Сегодня на смену необъятным домам и земельным наделам пришла недвижимость, которая отвечает реальным потребностям своих владельцев, - считает коммерческий директор ТМ «Своя Земля» Игорь Богданов. – К расточительству девяностых годов мы уже не вернемся, а вот статус «кормилицы» дача, возможно, не потеряет никогда. Почти каждый пятый россиянин, если верить опросам, рассчитывает на подсобное хозяйство. Свою роль здесь сыграли и кризис, и тренд на здоровый образ жизни. В целом же, дача может стать для вас чем угодно: и здравницей, и убежищем, и островом свободы для общения и отдыха. Не место делает человека, а человек место».